Скончался
Высокопреосвященнейший архиепископ Михаил
(Мудьюгин)
28 февраля в
Санкт-Петербурге на 88 году жизни скончался один
из старейших архипастырей Русской Православной
Церкви архиепископ Михаил (в миру Михаил
Николаевич Мудьюгин).
Значительная часть жизни владыки
Михаила связана с Вологодской епархией: здесь он
начинал свое священническое служение, а с 1979 года
по апрель 1993 г. был управляющим епархией (до
Вологодской владыка Михаил 12 лет занимал
астраханскую кафедру).
Добрая память об архиепископе
Михаиле сохранится в сердцах всех, кто его знал.
Мир почившему архипастырю и вечный покой его
душе в Небесном Царстве Христовом!
Редакиця "Благовестника"
знакомит читателей с материалами о жизненном
пути владыки Михаила, в разное время
опубликованными в "Журнале Московской
Патриархии", а также с воспоминаниями о
почившем Владыке.
Наречение и хиротония
архимандрита Михаила (Мудьюгина) во епископа
Тихвинского
Епископ Михаил (в миру Михаил
Николаевич Мудьюгин) родился 12 мая 1912 года в
Петербурге в семье служащего. В раннем
отрочестве начал петь и читать на клиросе и
прислуживать в алтаре сначала в церкви Святителя
Николая на Песках, а потом в Свято-Андреевском
Староафонском подворье. В 1929 году окончил
среднюю школу и в 1930 году поступил на завод
"Красный Путиловец" в качестве
разнорабочего. Затем, избрав специальностью
теплотехнику, работал в этой области лаборантом
и техником, конструктором, инженером.
Одновременно учился. В 1933 году
окончил Институт иностранных языков. В 1946 году
окончил заочный Институт металлопромышленности
(энергетический факультет). В 1953 году получил
ученую степень кандидата технических наук. С 1953
по 1957 год, будучи в звании доцента, преподавал
теплотехнику в Ленинградском горном институте.
В 1958 году, сдав экзамен перед
епархиальной комиссией в г. Вологде, принял
духовный сан и был сначала определен на служение
в кафедральный собор в Вологде. Через полтора
года получил назначение в Казанскую церковь г.
Устюжны Вологодской епархии. В 1963 году овдовел. В
1964 году закончил Ленинградскую духовную
академию по заочному сектору, представив
сочинение на тему "Состояние
римско-католической экклезиологии к началу II
Ватиканского Собора", и был оставлен при
академии преподавателем латинского языка, а
затем также Истории и разбора западных
исповеданий.
В начале 1966 года протоиерею Михаилу
Мудьюгину после прочтения перед корпорацией и
студентами Ленинградской духовной академии двух
пробных лекций, в том числе на тему "Развитие
католической мариологии за последние сто лет",
было присвоено звание доцента. С начала того же
года он был назначен деканом вновь
организованного при академии факультета
африканской христианской молодежи.
В "Журнале Московской
Патриархии" напечатано несколько статей и
проповедей протоиерея Михаила Мудьюгина
К назначению нового ректора
Ленинградских духовных школ
В конце октября и начале ноября 1966
года в жизни Ленинградских духовных школ
произошли большие события: вступление в
должность нового ректора академии и семинарии
протоиерея Михаила Николаевича Мудьюгина и
вскоре его хиротония во епископа Тихвинского,
викария Ленинградской епархии...
31 октября 1966 года о. Михаил Мудьюгин
принял иноческий постриг с сохранением прежнего
имени, а за Божественной литургией в день
празднования в честь Казанской иконы Божией
Матери - 4 ноября - в Князь-Владимирском соборе
Ленинграда митрополит Ленинградский и Ладожский
Никодим, согласно определению Святейшего
Патриарха Алексия и Священного Синода, возвел
его в сан архимандрита.
В субботу 5 ноября 1966 года в храме
Ленинградской духовной академии и семинарии
архимандрит Михаил совершил свое последнее
служение всенощного бдения в иерейском сане,
после чего состоялось его наречение во епископа
Тихвинского, викария Ленинградской епархии.
Хиротония архимандрита Михаила во
епископа Тихвинского была совершена 6 ноября, в
воскресенье, за Божественной литургией в
Троицком соборе б. Александро-Невской Лавры.
После литургии Преосвященный Михаил
был торжественно встречен в вестибюле академии и
семинарии всей корпорацией профессоров и
преподавателей, воспитанниками и студентами.
Затем состоялась братская трапеза,
за которой митрополит Никодим произнес здравицы
в честь нового ректора, в честь успешно
потрудившегося в течение четырнадцати лет на
этом трудном поприще прежнего ректора -
протоиерея М. К. Сперанского и, наконец, в честь
присутствовавшей на трапезе 92-летней матери
нового Преосвященного ректора - Веры Николаевны
Мудьюгиной.
Тепло приветствовали нового Владыку
ректоры и архиереи, участвовавшие в его
хиротонии, в особенности архиепископ
Ташкентский и Среднеазиатский Гавриил, который
рукополагал его, будучи тогда архиепископом
Вологодским, в сан диакона и священника, и его
собрат по работе - ректор Московской духовной
академии и семинарии епископ Дмитровский
Филарет.
Наречение архимандрита Михаила во
епископа Тихвинского состоялось в субботу 5
ноября 1966 г. после всенощного бдения в храме
Ленинградской духовной академии. Чин наречения
совершали митрополит Ленинградский и Ладожский
Никодим, архиепископ Ташкентский и
Среднеазиатский Гавриил, архиепископ Минский и
Белорусский Антоний, епископ Вологодский и
Великоустюжский Мелхиседек, епископ Дмитровский
Филарет и епископ Зарайский Ювеналий.
При наречении во епископа
архимандрит Михаил произнес речь:
"Ваши Высокопреосвященства, Ваши
Преосвященства, высокочтимые архипастыри! Когда
мне доводилось знакомиться с речами,
произносимыми при наречениях во епископа, меня
удивляло, что каждый нарекаемый говорил о
величии архиерейского служения и о собственном
недостоинстве. Теперь, когда Бог судил мне самому
предстать перед собором святителей в качестве
призванного к высочайшему церковному служению, я
убеждаюсь, что в этом положении на иные темы
трудно и говорить.
В самом деле, подавленный
непосильным бременем глубоких переживаний,
нарекаемый во епископа не видит перед собой
ничего, кроме возвышающейся перед ним вершины, на
которую призывают его взойти, и не удивительно,
что он не способен ощущать в себе ничего, кроме
отсутствия сил для восхождения.
О высоте архиерейского служения
говорить не буду, ибо стою перед архипастырями,
имеющими опыт такого служения, которым известны
все его тяготы, вся сопряженная с ним громадная
ответственность, и именно от вас я надеюсь
услышать слова ободрения и поддержки, в которых
крайне нуждаюсь.
Буду говорить о себе самом, хотя знаю,
что мало есть в мире предметов, менее
заслуживающих внимания и обсуждения, чем моя
ничтожная и грешная личность. Единственно, что
заслуживает внимания и удивления, - это
постоянное попечение Божие о самом малом из Его
чад, Промысл Божий, который я ощущал над собой в
течение всей жизни и который теперь не только
вопреки моим ожиданиям, по даже против моей воли
и моего желания привел меня и поставил перед
вами.
Воспитанный в православной семье, я
не могу в этот торжественный час не сказать слов
благодарности моим родителям и особенно моей
покойной бабушке, создавшим глубоко церковную
обстановку для моего детства. Мальчиком 9-10 лет я
часто ходил с матерью в величественный собор
Александро-Невской Лавры, неподалеку от которого
мы жили, и ни она, ни я не могли думать, что будем
вместе молиться в нем о ниспослании мне
благодати архиерей-ской хиротонии.
Мое детство до шестнадцати лет
проходило под покровом Матери Божией, в молитвах
пред святыми иконами Ее, именуемыми
"Скоропослушница" и "Утешение в скорбех и
печалех", ибо я имел счастье читать на клиросе,
петь и прислуживать в алтаре в храмах, где
находились эти святые, чудотворные иконы.
В дальнейшем моя жизнь протекала в
сфере гражданской инженерно-технической и
научной деятельности, о которых я вспоминаю с
чувством глубокого удовлетворения и
благодарности Богу. С Его благодатной помощью я в
течение 27 лет старался своей работой вносить
посильный вклад в дело развития нашей великой
страны.
Учиться пришлось одновременно с
работой, что было нелегко, но в то же время
радостно, и я благодарен тем широким
возможностям, которые существуют в нашей стране
для всех, кто желает получить образование, и
которые дали мне возможность окончить заочно
несколько высших учебных заведений.
С другой стороны, всю жизнь я ощущал
благодатную помощь Божию, которую я получал как
поддержку моей веры. Господь помог мне пронести
эту веру через всю жизнь, и она привела меня уже
во вполне зрелом, 46-летнем возрасте к счастью
служения Церкви. Восемь лет тому назад я принял
посвящение в сан иерея от любимого и
глубокочтимого архипастыря - Преосвященного
епископа Вологодского Гавриила, которого с
радостью вижу сейчас среди вас.
Мое иерейское служение протекало в
приходах Вологодской епархии, а последние два
года я был занят педагогической деятельностью в
любимой Ленинградской духовной академии,
которую я окончил, в которой и теперь тружусь как
один из членов ее
профессорско-преподавательской корпорации, а с
совсем недавнего времени - как ее ректор.
Три года тому назад моя жизнь была
омрачена утратой моей незабвенной, горячо
любимой супруги; тяжелые болезни, с которыми нам
пришлось бороться в течение почти всей нашей
совместной жизни, сломили, наконец, ее организм и
свели ее в могилу. Да упокоит Господь ее светлую
страдальческую душу в Своих вечных селениях!
Оглядываясь теперь на свое
нравственное состояние, на соблюдение мной
обетов святого крещения, я с горестью должен
сказать, что часто и много нарушал их грехами,
ошибками и слабостями. Поистине я грешный и
слабый человек, не заслуживающий снисхождения,
недостойный даже подножия той высоты служения,
на которую возводит меня превосходящая мое
понимание воля Божия. Если бы не надежда на
милосердие Господа, то я должен был бы отчаяться
в спасении, ибо грехами и заблуждениями причинял
много горя и страданий как ближним, так и самому
себе. Говоря словами псалмопевца, "беззакония
моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое
отяготеша на мне" (Псал. 37, 5).
Почему же, сознавая свою слабость и
недостаточность, я все же стою здесь перед вами,
богомудрые архипастыри? Только потому, что
покоряюсь голосу Церкви, слыша в нем голос Самого
Христа Спасителя, - Того, Кто может дать крепость
самому слабому, Кто из косноязычного Моисея
сделал пророка, из разбойника сделал
исповедника, гонителя Савла превратил в столп и
утверждение веры - апостола Павла.
Церкви и теперь, как и всегда, нужны
делатели. Вот я и смотрю на предстоящее мне
служение, как на труд, как на великое, но тяжкое
служение во славу Господа Бога нашего и Его
Святой Церкви. Он - Свидетель, что меня не утешают
и не ободряют ни величие и блеск архиерейского
сана, ни связанная с ним власть. Знаю я, что всякое
служение Господу есть подвиг и что подвиг
архиерейский - самый тяжелый. Не следует ли мне
здесь вспомнить призыв Господа: "Кто хочет
идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой
и следуй за Мною" (Мф. 16, 24)?!
Верю, что Господь не оставит меня
Своей помощью и на этом пути; верю, что благодать
Святого Духа восполнит мою немощь, ибо
"немудрое Божие премудрее человеков, и
немощное Божие сильнее человеков" (1 Кор. 1, 25).
И вот так я предстою перед этим
архипастырским собором, как бы перед всей
Церковью, а перед Церковью - как бы перед Самим ее
Основателем и Главою, и слыша голос Его,
говорящего: "Кого Мне послать? и кто пойдет для
Нас?", со смирением склоняю главу свою и
отвечаю, как ответил пророк Исаия: "Вот я, пошли
меня!" (Исаии 6, 8).
№1-3(57-59), 2000 |