logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ СОБЫТИЯ

 

Скончался Высокопреосвященнейший архиепископ Михаил (Мудьюгин)

28 февраля в Санкт-Петербурге на 88 году жизни скончался один из старейших архипастырей Русской Православной Церкви архиепископ Михаил (в миру Михаил Николаевич Мудьюгин).

Значительная часть жизни владыки Михаила связана с Вологодской епархией: здесь он начинал свое священническое служение, а с 1979 года по апрель 1993 г. был управляющим епархией (до Вологодской владыка Михаил 12 лет занимал астраханскую кафедру).

Добрая память об архиепископе Михаиле сохранится в сердцах всех, кто его знал. Мир почившему архипастырю и вечный покой его душе в Небесном Царстве Христовом!

Редакиця "Благовестника" знакомит читателей с материалами о жизненном пути владыки Михаила, в разное время опубликованными в "Журнале Московской Патриархии", а также с воспоминаниями о почившем Владыке.

Наречение и хиротония архимандрита Михаила (Мудьюгина) во епископа Тихвинского

Епископ Михаил (в миру Михаил Николаевич Мудьюгин) родился 12 мая 1912 года в Петербурге в семье служащего. В раннем отрочестве начал петь и читать на клиросе и прислуживать в алтаре сначала в церкви Святителя Николая на Песках, а потом в Свято-Андреевском Староафонском подворье. В 1929 году окончил среднюю школу и в 1930 году поступил на завод "Красный Путиловец" в качестве разнорабочего. Затем, избрав специальностью теплотехнику, работал в этой области лаборантом и техником, конструктором, инженером.

Одновременно учился. В 1933 году окончил Институт иностранных языков. В 1946 году окончил заочный Институт металлопромышленности (энергетический факультет). В 1953 году получил ученую степень кандидата технических наук. С 1953 по 1957 год, будучи в звании доцента, преподавал теплотехнику в Ленинградском горном институте.

В 1958 году, сдав экзамен перед епархиальной комиссией в г. Вологде, принял духовный сан и был сначала определен на служение в кафедральный собор в Вологде. Через полтора года получил назначение в Казанскую церковь г. Устюжны Вологодской епархии. В 1963 году овдовел. В 1964 году закончил Ленинградскую духовную академию по заочному сектору, представив сочинение на тему "Состояние римско-католической экклезиологии к началу II Ватиканского Собора", и был оставлен при академии преподавателем латинского языка, а затем также Истории и разбора западных исповеданий.

В начале 1966 года протоиерею Михаилу Мудьюгину после прочтения перед корпорацией и студентами Ленинградской духовной академии двух пробных лекций, в том числе на тему "Развитие католической мариологии за последние сто лет", было присвоено звание доцента. С начала того же года он был назначен деканом вновь организованного при академии факультета африканской христианской молодежи.

В "Журнале Московской Патриархии" напечатано несколько статей и проповедей протоиерея Михаила Мудьюгина

К назначению нового ректора Ленинградских духовных школ

В конце октября и начале ноября 1966 года в жизни Ленинградских духовных школ произошли большие события: вступление в должность нового ректора академии и семинарии протоиерея Михаила Николаевича Мудьюгина и вскоре его хиротония во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии...

31 октября 1966 года о. Михаил Мудьюгин принял иноческий постриг с сохранением прежнего имени, а за Божественной литургией в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери - 4 ноября - в Князь-Владимирском соборе Ленинграда митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, согласно определению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода, возвел его в сан архимандрита.

В субботу 5 ноября 1966 года в храме Ленинградской духовной академии и семинарии архимандрит Михаил совершил свое последнее служение всенощного бдения в иерейском сане, после чего состоялось его наречение во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии.

Хиротония архимандрита Михаила во епископа Тихвинского была совершена 6 ноября, в воскресенье, за Божественной литургией в Троицком соборе б. Александро-Невской Лавры.

После литургии Преосвященный Михаил был торжественно встречен в вестибюле академии и семинарии всей корпорацией профессоров и преподавателей, воспитанниками и студентами.

Затем состоялась братская трапеза, за которой митрополит Никодим произнес здравицы в честь нового ректора, в честь успешно потрудившегося в течение четырнадцати лет на этом трудном поприще прежнего ректора - протоиерея М. К. Сперанского и, наконец, в честь присутствовавшей на трапезе 92-летней матери нового Преосвященного ректора - Веры Николаевны Мудьюгиной.

Тепло приветствовали нового Владыку ректоры и архиереи, участвовавшие в его хиротонии, в особенности архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Гавриил, который рукополагал его, будучи тогда архиепископом Вологодским, в сан диакона и священника, и его собрат по работе - ректор Московской духовной академии и семинарии епископ Дмитровский Филарет.

Наречение архимандрита Михаила во епископа Тихвинского состоялось в субботу 5 ноября 1966 г. после всенощного бдения в храме Ленинградской духовной академии. Чин наречения совершали митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Гавриил, архиепископ Минский и Белорусский Антоний, епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек, епископ Дмитровский Филарет и епископ Зарайский Ювеналий.

При наречении во епископа архимандрит Михаил произнес речь:

"Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, высокочтимые архипастыри! Когда мне доводилось знакомиться с речами, произносимыми при наречениях во епископа, меня удивляло, что каждый нарекаемый говорил о величии архиерейского служения и о собственном недостоинстве. Теперь, когда Бог судил мне самому предстать перед собором святителей в качестве призванного к высочайшему церковному служению, я убеждаюсь, что в этом положении на иные темы трудно и говорить.

В самом деле, подавленный непосильным бременем глубоких переживаний, нарекаемый во епископа не видит перед собой ничего, кроме возвышающейся перед ним вершины, на которую призывают его взойти, и не удивительно, что он не способен ощущать в себе ничего, кроме отсутствия сил для восхождения.

О высоте архиерейского служения говорить не буду, ибо стою перед архипастырями, имеющими опыт такого служения, которым известны все его тяготы, вся сопряженная с ним громадная ответственность, и именно от вас я надеюсь услышать слова ободрения и поддержки, в которых крайне нуждаюсь.

Буду говорить о себе самом, хотя знаю, что мало есть в мире предметов, менее заслуживающих внимания и обсуждения, чем моя ничтожная и грешная личность. Единственно, что заслуживает внимания и удивления, - это постоянное попечение Божие о самом малом из Его чад, Промысл Божий, который я ощущал над собой в течение всей жизни и который теперь не только вопреки моим ожиданиям, по даже против моей воли и моего желания привел меня и поставил перед вами.

Воспитанный в православной семье, я не могу в этот торжественный час не сказать слов благодарности моим родителям и особенно моей покойной бабушке, создавшим глубоко церковную обстановку для моего детства. Мальчиком 9-10 лет я часто ходил с матерью в величественный собор Александро-Невской Лавры, неподалеку от которого мы жили, и ни она, ни я не могли думать, что будем вместе молиться в нем о ниспослании мне благодати архиерей-ской хиротонии.

Мое детство до шестнадцати лет проходило под покровом Матери Божией, в молитвах пред святыми иконами Ее, именуемыми "Скоропослушница" и "Утешение в скорбех и печалех", ибо я имел счастье читать на клиросе, петь и прислуживать в алтаре в храмах, где находились эти святые, чудотворные иконы.

В дальнейшем моя жизнь протекала в сфере гражданской инженерно-технической и научной деятельности, о которых я вспоминаю с чувством глубокого удовлетворения и благодарности Богу. С Его благодатной помощью я в течение 27 лет старался своей работой вносить посильный вклад в дело развития нашей великой страны.

Учиться пришлось одновременно с работой, что было нелегко, но в то же время радостно, и я благодарен тем широким возможностям, которые существуют в нашей стране для всех, кто желает получить образование, и которые дали мне возможность окончить заочно несколько высших учебных заведений.

С другой стороны, всю жизнь я ощущал благодатную помощь Божию, которую я получал как поддержку моей веры. Господь помог мне пронести эту веру через всю жизнь, и она привела меня уже во вполне зрелом, 46-летнем возрасте к счастью служения Церкви. Восемь лет тому назад я принял посвящение в сан иерея от любимого и глубокочтимого архипастыря - Преосвященного епископа Вологодского Гавриила, которого с радостью вижу сейчас среди вас.

Мое иерейское служение протекало в приходах Вологодской епархии, а последние два года я был занят педагогической деятельностью в любимой Ленинградской духовной академии, которую я окончил, в которой и теперь тружусь как один из членов ее профессорско-преподавательской корпорации, а с совсем недавнего времени - как ее ректор.

Три года тому назад моя жизнь была омрачена утратой моей незабвенной, горячо любимой супруги; тяжелые болезни, с которыми нам пришлось бороться в течение почти всей нашей совместной жизни, сломили, наконец, ее организм и свели ее в могилу. Да упокоит Господь ее светлую страдальческую душу в Своих вечных селениях!

Оглядываясь теперь на свое нравственное состояние, на соблюдение мной обетов святого крещения, я с горестью должен сказать, что часто и много нарушал их грехами, ошибками и слабостями. Поистине я грешный и слабый человек, не заслуживающий снисхождения, недостойный даже подножия той высоты служения, на которую возводит меня превосходящая мое понимание воля Божия. Если бы не надежда на милосердие Господа, то я должен был бы отчаяться в спасении, ибо грехами и заблуждениями причинял много горя и страданий как ближним, так и самому себе. Говоря словами псалмопевца, "беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне" (Псал. 37, 5).

Почему же, сознавая свою слабость и недостаточность, я все же стою здесь перед вами, богомудрые архипастыри? Только потому, что покоряюсь голосу Церкви, слыша в нем голос Самого Христа Спасителя, - Того, Кто может дать крепость самому слабому, Кто из косноязычного Моисея сделал пророка, из разбойника сделал исповедника, гонителя Савла превратил в столп и утверждение веры - апостола Павла.

Церкви и теперь, как и всегда, нужны делатели. Вот я и смотрю на предстоящее мне служение, как на труд, как на великое, но тяжкое служение во славу Господа Бога нашего и Его Святой Церкви. Он - Свидетель, что меня не утешают и не ободряют ни величие и блеск архиерейского сана, ни связанная с ним власть. Знаю я, что всякое служение Господу есть подвиг и что подвиг архиерейский - самый тяжелый. Не следует ли мне здесь вспомнить призыв Господа: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16, 24)?!

Верю, что Господь не оставит меня Своей помощью и на этом пути; верю, что благодать Святого Духа восполнит мою немощь, ибо "немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков" (1 Кор. 1, 25).

И вот так я предстою перед этим архипастырским собором, как бы перед всей Церковью, а перед Церковью - как бы перед Самим ее Основателем и Главою, и слыша голос Его, говорящего: "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?", со смирением склоняю главу свою и отвечаю, как ответил пророк Исаия: "Вот я, пошли меня!" (Исаии 6, 8).

№1-3(57-59), 2000
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.