|
Через религиозное
образование - к православному образу жизни
На Рождественских образовательных
чтениях я была впервые и потому все было новым и
интересным: это и выступление Святейшего
патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и
встреча с ним на секции руководителей
православных образовательных учреждений, когда
он более двух часов отвечал на вопросы, а затем
благословил каждого участника встречи;
выступление министра образования РФ В.М.
Филиппова об основных целях и задачах
образования на ближайшие годы, о национальной
доктрине образования РФ; выступление
митрополита Смоленского и Калининградского
Кирилла, который критиковал либеральную идею,
навязываемую нам Западом, требующей полной
свободы для человека. "Мы не против свободы
человеческой личности, - сказал митрополит, - но
до определенного предела, до определенной черты.
Мы за свободу человека от греха. А либеральная
идея требует полной свободы для падшего
человека, когда нормой считается сексуальная
распущенность, нетрадиционная сексуальная
ориентация и т.д. В центре либеральной идеи -
раскрепощение греховной сущности человека.
Нельзя раскрепощать падшего человека, он
разрушит цивилизацию".
Во многих других выступлениях эта
мысль владыки Кирилла нашла продолжение. На
пленарном заседании также много говорилось о
нравственных основах православия, ориентации на
христианские идеалы, сохранении и приумножении
национальных традиций, подчеркивалось, что
религиозное образование должно ставить перед
собой более широкий круг задач, а не только одну -
научить вере.
Задача православного педагога не
просто дать знания; надо, чтобы это знание
оказывало воздействие на образ жизни
воспитанника. Успех просветительской
деятельности зависит от того, какие реальные
изменения будут происходить в жизни учеников.
Через религиозное образование к православному
образу жизни - такова должна быть стратегия
современного православного педагога.
Чтения уже стали традицией; здесь
плотно соприкасаются интересы всех: власти,
которая сегодня пытается сформулировать
национальную идею для сплочения всего народа
многонациональной России; учительства, которое
также в поиске - что дать детям взамен старой,
ушедшей в историю идеологии; духовенства,
которое стремится приобщить молодежь к
православной вере. Но все выступающие отмечали,
что больших сдвигов в деле религиозного
образования за 8 лет не произошло.
Министерство просвещения научено
горьким опытом предыдущих лет, когда вихрем по
стране пронеслись инновации, во многих случаях
сыгравшие далеко не положительную роль в деле
образования и воспитания детей: взять те же
вопросы преподавания валеологии, сексуального
просвещения. Осторожность Министерства понятна.
Учителя сами не очень четко понимают, где и в чем
тот идеал, к которому сегодня необходимо идти и
вести детей. Изучали педагоги в свое время не
теологию, а атеизм. Со стороны духовенства
наблюдается тенденция: ускорить преподавание
Закона Божьего в школе. А закон не позволяет, да и
школа к этому не готова.
Не нужно забывать, кто сегодня стоит
у учительского стола. Люди, выросшие и
сформировавшиеся вне благотворного влияния
Церкви, которым с раннего детства внушалось, что
Библия - это сказка, священник - обманщик. Бога
нет. Это не их вина, а беда. И в один день
мировоззрение поменяться не может. На мой взгляд,
вопрос о преподавании Закона Божьего - это вопрос
не сегодняшнего дня, но чтобы данный предмет
пришел в школы, нужно идти в вузы и училища, где
готовят будущих педагогов, и знакомить их с
Библией, насколько сегодня это возможно.
Нужно, чтобы молодые учителя, приходя
в школу, знали хотя бы основы библейского
вероучения, изучая Библию как памятник истории и
культуры. А с детьми начинать изучение
библейских сюжетов нужно даже не со школы, а с
детского сада. Такой практики работы с вузами,
школами и детскими садами в стране почти нет,
точнее, есть отдельные попытки что-то сделать в
этом плане: где по инициативе администрации
области, а где - священнослужителей. Из
выступлений на секциях стало ясно, что большая
работа проделана на местах по созданию
воскресных, церковно-приходских школ, духовных
училищ и православных гимназий. Здесь опыт есть и
немалый, об этом говорилось на секции
руководителей православных образовательных
учреждений. Но опять же везде эта работа
основывается лишь на энтузиазме отдельных лиц, в
некоторых случаях она развивается односторонне,
с уклоном на религиозные дисциплины в ущерб
светским.
Ни в одном выступлении я не услышала
четкой, продуманной до конца концепции такого
образовательного учреждения. Нет у
руководителей четкой мотивации целей и задач при
создании образовательных учреждений такого
типа, а потому тревожно: сохранятся ли созданные
гимназии и школы, дадут ли они достойное
образование детям? Я отнюдь не противник
создания православных образовательных
учреждений, скорее, наоборот. Но спешить в этом
деле нельзя. Ждать, когда будут лучшие условия,
тоже не стоит, можно и не дождаться, но
экспериментировать лучше подольше на бумаге,
просчитав все "за" и "против". Я думаю,
что подготовительный период для создания
православного образовательного учреждения
должен занять 2-3 года. И второе, - уж если
создавать такое учреждение, то нужно, чтобы оно
не влачило жалкое существование, а давало
высокий уровень образования.
Здесь должны работать лучшие
профессионалы, которые будут обеспечивать
высокий уровень преподавания. Для этого нужны
средства, с поиска средств и помещения и нужно
начинать эту работу сейчас. За это дело взялись
череповчане, неплохо бы и в Вологде всерьез
подумать о создании православной гимназии,
которая могла бы стать своеобразным
"институтом повышения квалификации" для
педагогов области и кузницей профессиональных
кадров для приходов. Но, чтобы идея получила
"зеленый свет", нужно, чтобы исходила она
сверху, а не снизу, причем как от светской власти,
так и от духовенства.
Много говорилось на Рождественских
чтениях о подготовке катехизаторов, о работе с
учителями. Я работаю педагогом уже давно, много
раз вставал вопрос, кто будет преподавать ту или
иную вновь введенную дисциплину в школе.
Поначалу приглашали специалистов, но потом все
равно останавливались на учителях, легче обучить
учителя, чем найти в каждую школу специалиста.
Так и в вопросах духовного просвещения мы вновь
обратим взоры к учительству.
И если сегодня не начать эту
кропотливую работу с будущими учителями в вузах,
а с работающими - через православное
образовательное учреждение (к примеру,
православную гимназию), то и при введении
вероучительных дисциплин в расписание школы их
будет просто некому преподавать.
Есть еще одна сторона: будем работать
с учителями - больше обретем союзников, быстрее
будут решаться вопросы религиозного образования
и воспитания в целом.
Т. БОЛЬШАКОВА,
директор Вологодской школы-интерната № 1,
участница VIII Рождественских чтений.
№1-3(57-59), 2000 |