logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

МАТЕРИАЛЫ VII РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ:
ПРАВОСЛАВИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Из выступления Министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. М. Филиппова
на VII Рождественских чтениях

Известно, что в отличие от всех других живых существ, которые обретают свою природу вместе с появлением на свет, человеком можно только стать. Человек не рождается богатым духовно. Каждый представитель нового поколения людей лишь постепенно обретает образ человеческий в процессе широко понимаемого образования, в котором вместе со школой участвуют семья, общество, государство, Церковь, многообразные общественные институты и различные организации.

Напоминаю эту общеизвестную истину, чтобы со всей определенностью выделить главное предназначение школы. Оно состоит в гуманизации, одухотворении подрастающих поколений, в раскрытии подлинно человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям.

Справляется ли сегодня наша система образования с этим своим предназначением?

Считаю, надо откровенно признать, что нет. Как уже случалось в нашей истории, под воздействием кризиса последних лет единый процесс образования оказался у нас расколот, а его духовная сердцевин - воспитание -принесена в жертву сиюминутным прагматическим интересам.

Поколение, которое, как мы сегодня видим, оказалось обделено нравственными и гражданскими ценностями, не получило возможности в должной мере приобщиться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия.

Позволю себе высказать предположение, что нынешний политический и социально-экономический кризис, угрожающий самому существованию России, не был бы так опасен и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека. Понимая это, многие политики и общественные деятели видят выход из создавшегося положения в поиске или переосмыслении русской, или национальной идеи России. Представляя собой своего рода новое исповедание светской веры для всех россиян, она призывается одухотворить и систему образования, и общество в целом, предложить достойные альтернативы нынешним кризисным тенденциям, выдвинуть признаваемые всеми ценности и цели.

При всей привлекательности этого замысла считаю, что он носит умозрительный характер и уводит нас от непреходящих духовных чаяний и обретений в сферу публичной политики с отличительным для нее состязанием партийных установок и программ. Между тем необходимое для возрождения и процветания России исповедание веры общеизвестно. Оно состоит из корпуса тех исконных ценностей морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для Конституции современного государства. И первейшая задача современного периода заключается, на мой взгляд, в том, чтобы в незамутненном виде утвердить эти моральные и гражданские ценности в наших школах. И не просто утвердить, но поставить их в центр образования, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине.

Поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала школы не мог не побудить нас к активизации диалога с представителями наших главнейших конфессий и, естественно, прежде всего с Православной Церковью, которой все без исключения народы России обязаны просвещением, основами государственности и общественной морали.

Мы с благодарностью откликнулись на важное предложение Его святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Речь идет о создании светско-религиозной комиссии по образованию, которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма. Мы надеемся также на выработку этой комиссией практических рекомендаций, направленных на улучшение гуманитарного образования и воспитания в школах и вузах.

Руководствуясь действующим законодательством, министерство также определило меры, обеспечивающие более полное удовлетворение религиозных потребностей верующих в классах и аудиториях государственных общеобразовательных и других учебных заведениях. В частности, расширены возможности для организации — разумеется, вне обязательного школьного расписания — занятий с группами желающих, посвященных религиозному обучению и воспитанию.

В самые трудные периоды в истории страны именно Православная Церковь давала духовно-нравственные импульсы для единения народа, сплочения его во имя спасения Отечества. Верю, что так будет и в эту трудную для всех нас кризисную пору. Убежден, что взаимодействие Православной Церкви и светской системы образования поможет вернуть обществу обеспечивающие его жизнеспособность гуманистические моральные устои.

 
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.