logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ИЗ ИСТОРИИ...

 

Епископ Кирилловский
ВАРСОНОФИЙ

В нашей епархии готовятся материалы для канонизации владыки Варсонофия. Редакция публикует статью о нем санкт-петербургских исследователей.

В сентябре 1918 года в городе Кириллове принял мученическую кончину епископ Варсонофий (Лебедев) — известный миссионер-проповедник и духовный писатель. Его служение проходило в Новгородской губернии, оставив яркий след и в самых отдаленных ее уездах — Кирилловском, Белозерском, Череповецком, ныне входящих в Вологодскую епархию.

Епископ Кирилловский Варсонофий, в миру Василий Павлович Лебедев, родился в 1871 году неподалеку от Боровичей, в селе Старухино, в бедной многодетной семье псаломщика. Лишившись в восемь лет отца, он с детства познал нужду и лишения и рано почувствовал тягу к монашеству. Большое влияние на юношу оказал новгородский Антониев монастырь и расположенная в его стенах духовная семинария, которую он окончил в 1894 году. В то время в Новгородской губернии проживало немало старообрядцев, и будущих пастырей серьёзно готовили к тому, чтобы свидетельствовать им об истине Православия. Ещё семинаристом Василий Лебедев досконально изучил старопечатные книги, а учась в выпускном классе, уже ездил на диспуты со староверами.

После окончания семинарии В. П. Лебедев был определён помощником епархиального миссионера и почти целый год провел в миру. Жизнь убедила его, что тот, кто хочет безраздельно служить ближнему, проводя в беседе с жаждущими истины дни и ночи, должен быть свободен от семейной жизни. Наконец,1 апреля 1895 года, в Великую Субботу, он принял иноческие обеты “послужить Христовой Церкви даже до крови”. Настоятель монастыря обратился к новопостриженному монаху Варсонофию со знаменательными словами. Отметив, что тот избрал путь, по которому Спаситель завещал идти Своим апостолам, он предостерёг юного инока о трудностях этого пути: “С посохом в руках, с сумою за плечами ты должен ходить по лицу земли... Бедная курная изба крестьянина, постоялый двор, вот что ждёт тебя... Лишения и скорби, беды и напасти предстоят тебе... Но не малодушествуй, не скорби тогда, брат Варсонофий... Иди же и благовести смело истину заблудшим людям”. Отныне монах Варсонофий всецело посвятил себя делу миссии. Вскоре он был рукоположен во иеродиакона, а 30 июля того же года — во иеромонаха и назначен одним из епархиальных миссионеров,

Более двадцати лет жизнь о. Варсонофия протекала среди простого народа. Повсюду стали известны его беседы о вере, на некоторые из них собиралось более 500 человек - православных и старообрядцев. Громкий и сильный голос и ясная дикция о. Варсонофия приковывали внимание слушателей, а в разговорах с крестьянами его речь невольно приобретала народный оттенок. Он всегда был исполнен любовью и сердечным расположением к заблуждающимся, многих из которых сумел вернуть в ограду православной Церкви. Никогда не позволяя себе издеваться над народными предрассудками, он стремился к тому, чтобы у собеседников не возникало ни чувства злорадного торжества, ни обиды.

О. Варсонофий изъездил всю губернию. Нередко бывал он в Череповецком уезде: в селах Лохте и Чуровском, в Черноезерской пустыни....

В 1905 году право свободной пропаганды было предоставлено всем религиозным течениям. Этим не замедлили воспользоваться различные проповедники, далёкие от православия, а иногда и даже от христианства вообще. О. Варсонофий, который и раньше публиковал статьи на миссионерские темы в “Новгородских епархиальных ведомостях”, выпустил несколько книг и брошюр. Основываясь на Священном Писании, он убедительно доказывал неправоту новых учений. В 1909 году во внимание к продолжительной и усердной миссионерской деятельности о. Варсонофий был возведен в сан архимандрита. Стремясь передать свой опыт миссионерства, он сумел организовать ряд краткосрочных курсов для городского и сельского духовенства епархии. В 1914 году такие курсы проходили в селе Чуровском Череповецкого уезда.

Не раз заходила речь о предоставлении о. Варсонофию архиерейской кафедры. Наконец,11 декабря 1916 года он был назначен епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии. Не отрываясь ни от любимого дела, ни от родного края, он получал возможность ещё больше трудиться для духовной пользы и православных, и старообрядцев. 7 января 1917 года в Грановитой палате Новгородского Кремля состоялось его наречение, а 8 января в Софийском соборе — хиротония. Торжества возглавил архиепископ Новгородский и старорусский Арсений (Стадницкий; † 1936), в них участвовали также епископы Тихвинский Алексий (Симанский, — впоследствии Патриарх Московский и всея Руси; † 1970) и Гдовский священномученик Вениамин (Казанский, — впоследствии митрополит Петроградский; †1922).

31 января 1917 года звон “Моторы” — 2000-пудового колокола Кирилло-Белозерской звонницы — возвестил о прибытии нового Владыки, настоятеля монастыря. Братия обители, городское и окрестное сельское духовенство вышло крестным ходом из святых ворот ему на встречу. Облачившись в мантию, епископ проследовал к раке преподобного Кирилла Белозерского, а затем долго благословлял народ, собравшийся в тёплом Введенском соборе.

Занятый церковными делами и большим монастырским хозяйством, епископ Варсонофий успел посетить и немало сельских храмов. Так,14 мая 1917 года он служил литургию в Черноезерской женской пустыни, в которую он приезжал еще архимандритом, и возглавил многолюдный крестный ход вокруг монастыря. 26 сентября он совершил богослужение в единоверческой Крутецкой Череповецкого уезда, праздновавшей свое 25-летие. 2 августа 1918 года за литургией в Ильинском храме, что под городом Кирилловым, владыка возвел священника Сергия Третинского, прослужившего в нем 18 лет, в сан протоиерея.

Епископ Варсонофий отличался доступностью и вниманием к простым людям. Так, вскоре после своего приезда в Кириллов, он посетил тяжело больного заштатного псаломщика Василия Смирнова, а когда старец, более 30 лет прослуживший в городском Казанском соборе, скончался (†14 февраля 1917 года), он сам служил по нём панихиду.

О высоком авторитете владыки свидетельствует и тот факт, что летом 1917 года он был избран заместителем члена Всероссийского поместного Собора от духовенства.

Значение Кирилловской кафедры еще более возросло в связи с образованием летом 1918 года Череповецкой губернии, в состав которой вошел и город Кириллов.

Епископ Варсонофий глубоко ценил церковную старину. Известно, с каким радушием встретил он в Кириллове приехавших в начале сентября 1918 года реставраторов во главе с А. И. Анисимовым (†1932) и даже отдавал половину архиерейского дома для устройства в монастыре муэея-древлехранилища. С его благословения и начались работы по реставрации наиболее чтимых святынь обители - храмовой иконы Успенского собора и древнейшего образа Кирилла Белозерского.

Владыка всегда держался далеко от политической борьбы и не имел никаких конфликтов с советскими властями. И тем более неожиданной стала его гибель. Возвращаясь 14 сентября 1918 года с А. И. Анисимовым из Воскресенского Горицкого монастыря, он был схвачен череповецким губернским карательным отрядом. На рассвете в воскресенье 15 сентября епископ Варсонофий был расстрелян. Вместе с ним погибли настоятельствовавшая с 1906 года в Ферапонтовом монастыре игумения Серафима и четверо мирян: Михаил Дормидонтович Трубников, Николай Игнатьевич Бурлаков, Филипп Кириллович Марышев и Анатолий Андреевич Барашков.

Осиротевшая братия Кирилло-Белозерского монастыря известила Епархиальный совет телеграммой: “Владыка Варсонофий, настоятель Кирилло-Белозерского монастыря, 2 (ст. ст. — авт.) сентября с.г. расстрелян по распоряжению И(сполнительного) К(омитета). Извещая о сем, братия вышеназванного монастыря просит зависящих распоряжений. Кирилло-Белозерского монастыря наместник игумен Феодорит”. В Новгороде, в помещении Епархиального Совета, была отслужена панихида по Преосвященному Варсонофию.

Похоронен Владыка в общей могиле на месте расстрела на Золотухе, в двух верстах от Кириллова. Над прахом невинно убиенных был установлен простой крест. Так оказались пророческими слова, сказанные епископу Варсонофию ещё при его монашеском постриге перед Святой Плащаницей: “Припомни св. апостолов... Некоторые из них умерли на кресте, другие были усечены мечом, третьи замучены... Креста ты не смущайся... Крест дал людям силы восходить на костры и гореть здесь с молитвой на устах о своих врагах”.

А. А. БОВКАЛО, А. К. ГАЛКИН
г. Санкт-Петербург
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.