logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

 

Полномочному представителю Президента Российской Федерации
по Вологодской области А.А.ТИТОВУ,
губернатору Вологодской области В.Е.ПОЗГАЛЕВУ,
председателю Законодательного Собрания Вологодской области Г.Т.ХРИПЕЛЮ,
главе г. Вологды А.С.ЯКУНИЧЕВУ

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Все цивилизованное человечество готовится к эпохальному юбилею, к достойной встрече 2000-летия Рождества Христова. Вспоминается созидательная роль Православия в нашей яркой истории. "Россия не мыслима без Православия. Церковь стояла у истоков российской государственности, в сложные, переломные моменты истории Отечества укрепляла дух народа, его нравственные устои" (Поздравление Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II).

"Особой была роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры" (Преамбула Федерального Закона о свободе совести и о религиозных объединениях).

Созидательная миссия Православия осознается многими вологжанами, поэтому мы часто именуем нашу малую родину "Северная Фиваида". Вспоминаем о том, что именно у нас просияло больше, чем где-либо, православных святых. Это наша славная история. Чем же живет "Северная Фиваида" сейчас? Увы, мы становимся участниками событий, достойных горького плача и рыдания. На нашей святой земле, с нашего молчаливого согласия, происходят публичные глумления над верой наших отцов. В начале этого года в стенах Воскресенского собора была устроена кощунственная выставка изображений нечистой силы. Сейчас осквернена другая наша святыня - Софийский собор. Вновь храм, находящийся в ведении музея-заповедника, стал пристанищем "ряженых, изображающих бесов, шутов и всякую нечисть" (статья Наталии Серовой "Петр и Алексей на русском перепутье", опубликованная в газете "Красный Север" № 129 от 3 июля 1999 г.). Вновь мы видим, как вера наших предков, за которую они не щадили жизни своей, становится предметом циничного глумления.

Когда Россия стояла на краю гибели, благоверный князь Димитрий Донской пришел в Троице-Сергиеву Лавру за благословением на битву с татарами к печальнику земли Русской преподобному Сергию Радонежскому, который сказал князю: "Писание учит нас, что если враги хотят от нас чести и славы, - дадим им; если хотят злата и серебра, - дадим им и это, но за имя Христово, за веру православную нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить". Почему? Да потому, что, если будет в народе вера православная, все необходимые материальные блага приложатся к ней. Если мы потеряем веру, то следом за ней потеряем и духовные, и материальные блага. Спаситель призывал искать прежде всего Царствия Божия, и тогда все земное приложится (Евангелие от Матфея, гл. 6, 24-34). Мы, потомки святых, на земле Вологодской просиявших, начисто забыли эту истину и позволяем предавать на глумление наши святыни. Мы продаем свое первородство за чечевичную похлебку. В чем причина нашего равнодушия?

"Наша беда и наша опасность, - писал один из самых ярких мыслителей XX века И.Ильин, - что мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания. Мы как будто смотрим и не видим; видим - и не верим глазам; боимся поверить, а поверив, все еще стараемся уговорить себя, что "может быть, всё это не так...".

Нам пытаются навязать чуждый духовный опыт, который может привести к печальным результатам. Один из участников кощунственного действа Вадим Радун кокетливо вещал на пресс-конференции: "Я... поддерживаю... общение с умершим отцом" (статья Наталии Серовой "Петр и Алексей на русском перепутье", опубликованная в газете "Красный Север" № 129 от 3 июля 1999г.). Нам надо бы помнить о том, к чему привело увлечение русской интеллигенции накануне революции общением с душами умерших и чем это "невинное" общение для них закончилось. Иван Аксаков предупреждал, что цивилизация без Христа завершается одичанием, свобода - деспотизмом и рабством. Человек, совлекший с себя образ Божий, совлечет и уже совлекает с себя образ человеческий и возревнует об образе зверином. После всего произошедшего на фестивале "Голоса истории", наверное, каждый согласится с этими пророческими словами.

Не будет у нас мира и согласия, если молчит наша совесть. Не станет наша жизнь лучше и приятнее, если нет сознания согрешений; не станем мы счастливей и радостней, если нет святого идеала, к которому надо стремиться. Наш долг - сохранить те святыни, которые создали и передали нам наши предки, сохранить нашу историю, ибо без прошлого нет будущего. Глумление над святынями - это глумление над святой памятью наших предков, над нашей историей и над нами.

Боюсь, очень боюсь, что за такие кощунства, возможно, придется испить горькую чашу гнева Божия, если мы не покаемся, если не изменим нашу жизнь, если не изменим отношение к нашим святыням. Святой Иоанн Златоуст писал: "Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться".

С глубоким уважением

Максимилиан, управляющий Вологодской епархией
епископ Вологодский
и Великоустюжский
15 июля 1999 г.

№ 8-9, 1999 
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.