logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

men_forum.jpg (1848 bytes)

men_guest.jpg (2703 bytes)

 

Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
ПО ПОВОДУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ

 


Возлюбленные братья и сестры, 11 февраля этого года Папа Римский Иоанн Павел II постановил повысить статус административных структур Римо-католической церкви на территории России до уровня епархий. Теперь территорию нашей страны Ватикан будет считать своей "церковной провинцией", возглавляемой митрополитом, кафедра которого будет находиться в Москве. Всего католики открывают четыре епархии в России: в Москве, Саратове, Новосибирске и в Иркутске без какого-либо согласования этого важного шага с Русской Православной Церковью и вопреки негативной реакции МИД Российской Федерации.

До сих пор Католическая церковь осуществляла на территории нашей страны духовное окормление традиционных католиков: поляков, литовцев, немцев и так далее, но не имела своих епархий в России. Какую цель преследует Ватикан, учреждая свои епархии на канонической территории Русской Православной Церкви? Может быть, после распада СССР католиков значительно прибавилось в России? Наоборот, их число резко снизилось, и в настоящем не составляет и одного процента от населения нашей страны. Очевидно, что данные действия Римо-католической церкви обусловлены стремлением усилить свою миссионерскую деятельность среди коренного русскоязычного населения.

Второй Ватиканский собор вменяет в обязанность пастырям проводить миссионерскую работу вне границ своего прихода и епархии среди "отделенных от нас братий". К этим "отделенным братьям" римо-католики относят и православных. Если Баламандское соглашение (1993 г.) между Православной и Католической Церквами осудило прозелитизм и объявило, что эти две Церкви признают себя "Церквами-сестрами, совместно ответственными за сохранение Церкви Божией в верности Божиему предназначению", то теперь стал совершенно очевиден отход Римо-католической Церкви от этой позиции. Учреждая новые епархии на канонической территории Русской Православной Церкви, римо-католики дают понять, что впредь они будут проводить в России независимую политику. Этот вывод подтверждает и продолжающаяся поддержка Римом украинских униатов.

Создание самостоятельных епархий, предусматривающих огромный и разветвленный административный, миссионерско-социальный и образовательный аппарат, заранее предполагает включение в сферу деятельности этих структур традиционно православных народов России. В очередной раз Рим начинает свое наступление на Православие, продиктованное отнюдь не духовной заботой о братьях во Христе, а желанием если не уничтожить, то разделить наш народ по вероисповедному признаку, ослабить Православие и русскую государственность. Каждый раз, когда наша Родина переживала смутные и тяжкие времена, папский Запад пытался воспользоваться ее слабостью, чтобы навязать нашему народу ненавистную ему латинскую веру. Еще при равноапостольных княгине Ольге и князе Владимире Рим посылал своих миссионеров на Русь. С предложением о "соединении" с Римом обращался к Руси папа Климент III в 1080 году, а папа Иннокентий в 1207 году писал русским князьям и народам, что он "не может подавить в себе отеческих чувств к ним и зовет к себе". Когда вся эта лицемерная дипломатия не удалась, то папы направили против юной Православной Руси оружие подчиненных Риму народов: рыцарей-меченосцев и венгров... а затем шведов и немцев. Но "не в силе Бог, а в правде!" Захватчики потерпели сокрушительное поражение на поле брани от войск благоверного князя Александра Невского... Таков был ответ Православной Руси.

Немцы и шведы еще не раз вторгались с благословения пап на территорию нашей Родины в последующее время. В XV веке были предприняты попытки навязать Ферраро-Флорентийскую унию; они не удались. Затем Западной Руси навязали Брестскую унию в 1596 году, плоды которой мы пожинаем до сих пор на Украине. В Смутное время не удалась новая попытка Рима окатоличить Русь путем польско-литовской интервенции. Только в царствование Петра I и Екатерины II католики закрепились в России. В царствование Александра I в 1820 году иезуиты были изгнаны из России за прозелитизм, окатоличивание русского населения, но остальные ордена продолжали действовать. Католическая церковь радостно приветствовала Октябрьский переворот в надежде использовать большевистские гонения на Православную Церковь в целях распространения своего влияния в России. Папский прелат Мишель д'Эрбиньи дважды (в 1926 и 1928 годах) приезжал в Москву, чтобы наладить унию с "обновленческой церковью" и заключить "конкордат" с богоборческой властью в России. Все это братание с большевиками происходило на фоне массовых репрессий православного духовенства и мирян. Римская церковь со своим миссионерским лозунгом "Несем Христа народам" на деле принесла неисчислимые беды и страдания православным народам. Достаточно вспомнить бесчеловечные притеснения православных в западнорусских землях в период Брестской унии (XVI-XVIII вв.), разгром православных соборов и церквей в Польше в 20-30 годы XX века, массовый геноцид православных сербов в годы Второй мировой войны, разгром православных епархий и приходов, невиданное по масштабам насилие над православными, устроенное греко-католиками (униатами) на Украине уже в наше время.

Все это говорит о том, что римо-католики не только не имеют духа Христовой любви, но в своем стремлении всех подчинить власти папы не гнушаются насилием и готовы на любые преступления. Используя трудную ситуацию, в которой оказалась Православная Церковь в наше время, стараясь вернуть духовно окраденному в коммунистический период русскому народу "веру отцов", Ватикан торопится достигнуть своих целей и беззастенчиво занимается прозелитизмом в России. Особенно усердствуют в этом иезуиты. Ими создано в Москве католическое высшее учебное заведение - философский колледж. Они чрезвычайно активны в Московском университете, особенно на факультете журналистики. Внедрившись в структуры Новосибирского университета, иезуиты развернули здесь масштабную прозелитическую деятельность. Ее плодами стало, по сути, превращение Новосибирска в крупнейший центр католицизма в России: здесь за несколько последних лет построены кафедральный костел, семинария, налажен выпуск газеты, регулярно проводятся миссионерские съезды католического духовенства и монашествующих. В настоящее время в нашей стране действуют около десяти католических орденов.

С каждым днем все более увеличивается число священников и мирян, приезжающих в Россию для миссионерской деятельности. Их количество абсолютно неадекватно числу верующих католиков - здесь налицо именно прицел на дальнейший прозелитизм. Показательно, что подавляющее большинство прихожан в католических костелах - это русские и представители иных некатолических народностей. О методах их привлечения к католицизму свидетельствует, например, деятельность монахов салезиан в городе Алдан (Якутия). Здесь построен целый центр, куда местное население привлекают регулярными раздачами гуманитарной помощи, бесплатной литературы, разного рода культурными мероприятиями. Естественно, что обнищавшие, как и весь народ России, вынужденные тратить огромные средства на восстановление порушенных старых и строительство новых храмов, православные приходы, как правило, не в состоянии конкурировать с активностью католиков в социальной сфере. Это особенно заметно в отдельных регионах Сибири и Дальнего Востока, где Православная Церковь в советские годы понесла наиболее ощутимый урон, а православная традиция еще не успела окрепнуть среди соотечественников, возвращающихся в Православие.

Еще одним примером деятельности Ватикана в России, крайне недружелюбной и двуличной по отношению к Православной Церкви, является распространение приходов так называемого "восточного обряда" на территории нашей страны. Католические приходы, богослужение в которых совершается по греко-православному обряду, являются наиболее изощренной и лицемерной формой прозелитизма, изобретенной иезуитами в XX столетии. Именно такие приходы, наряду с имеющими сходную обрядность униатскими (украинскими, греко-католическими), в настоящее время создаются католиками в России. Причем практически все они не зарегистрированы в органах юстиции и действуют полулегально, соблазняя малосведущих людей своим мнимо православным обликом. Между тем, все эти приходы официально находятся в юрисдикции епископов-католиков. Наличие подобных общин мотивируется, как правило, необходимостью окормления униатов-украинцев, проживающих в России. Однако в реальности большинство этих приходов совершает богослужение не по специфическому, уже сильно отличающемуся от православного, обряду, а именно по настоящему восточному, и расчет здесь делается именно на привлечение православной паствы, а не традиционных греко-католиков. Примером могут служить, в частности, подобные общины в Москве и Западной Сибири. Причем, в некоторых из них служат священники русского происхождения (например, Сергий Голованов), большинство из которых прошло выучку у греко-католиков на Западной Украине и в Польше. Следует отметить еще одну сферу деятельности, в которой католики проявляют чрезвычайную активность, - в СМИ.

Газета российских католиков и другие их издательские проекты финансируются напрямую из бюджета Ватикана и благодаря этому успешно развиваются. То же самое касается телевидения и радиовещания. Если православное телевидение делает только робкие попытки освоения телеэфира, то в ряде регионов телевещание католиков осуществляется практически ежедневно, иногда по несколько часов в день. В Москве и Петербурге практически круглосуточно производится вещание католических радиоканалов, тогда как испытывающие огромные финансовые затруднения православные верующие могут противопоставить им лишь одно-единственное радио "Радонеж", чье вещание не превышает 2-3 часов в день. Особенно цинично выглядит деятельность основанного И. Иловайской-Альберти так называемого "Церковно-общественного канала", в работе которого участвуют несколько модернистски и прокатолически настроенных православных священников. Несмотря на высказанное Святейшим Патриархом Алексием порицание их деятельности, эти клирики продолжают свое сотрудничество с неправославным радиоканалом, вводя в заблуждение слушателей тем, что они якобы представляют Православную Церковь. Поддержка подобных обновленческих и экуменически настроенных священнослужителей, чья деятельность расшатывает изнутри каноническую дисциплину и служит соблазном для многих верующих, также является целенаправленной акцией Ватикана, задача которой - деструктивное воздействие на Русскую Православную Церковь.

Если Православная Церковь от времен апостольских и доныне сохранила свое вероучение в целости и неповрежденности, то Римская Церковь уже давно пошла по пути нововведений. Еще святитель Василий Великий обличал в этом некоторых западных епископов: "Истины они не знают и знать не желают, с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь" (Окружное послание к Евсевию Самосатскому). Начиная с VI столетия на Западе начало распространяться ложное учение об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque) вопреки утвержденному Вселенскими соборами Символу веры и ясному учению Евангелия, где говорится, что Святой дух "от Отца исходит" (Ин. 15, 26). Это неправое мудрование о Святом Духе было принято как догмат Римской церковью в XV веке. Всех, кто не желал признать это нововведение, Рим объявлял еретиками. В Послании Восточных патриархов 1848 года в ответ латинянам говорится: "Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборно, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были - еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви - беззаконие".

В римо-католическом богословии имеются и другие искажения апостольского вероучения: юридическое понимание искупления, совершенного Христом Спасителем; введение индульгенций для очищения от грехов; учение о чистилище и сверхдолжных заслугах; надуманный догмат о непорочном зачатии Божией Матери и Её добровольной смерти в телесном вознесении на небо (в силу чего Она именуется некоторыми католиками Соискупительницей человеческого рода). Но самым главным заблуждением Римской церкви является учение о главенстве папы. Этот догмат ярко выражает непомерное высокомерие и властолюбие пап. Для католиков папа Римский - это преемник "князя апостолов", то есть апостола Петра, и викарий, или заместитель, Христа на земле. Папа выше Церкви и выше Вселенского собора. Он не только никому неподсуден, но и непогрешим, когда говорит от лица всей Церкви (ex cathedra) о вопросах вероучения или нравственности. Эта странная подмена "единого безгрешного" Христа папой - новый догмат, принятый на I Ватиканском соборе 1870 года.

Но ни один человек, как бы высоко он ни стоял на иерархической лестнице, на самом деле не может быть непогрешимым оракулом, возвещающим истины для всей Церкви. Сам апостол Петр, преемником которого мнит себя папа, трижды отрекся от Христа, а затем был обличаем апостолом Павлом в лицемерном поступке (Гал. 2, 11). Некоторые папы были осуждены Вселенскими соборами как еретики (Вигилий в V в. и Гонорий в VII в.), другие печально известны как величайшие преступники и грешники (Иоанн XXIII, Александр VI, Юлий II). Апостол Павел учит, что именно Церковь "есть... столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15). Это же подчеркивается в Послании Восточных Патриархов 1848 года: "Хранительницей истины и благочестия является у нас вся полнота Церкви", то есть весь народ Божий вместе с церковной иерархией. Затем последовали многочисленные нововведения в литургической жизни римо-католиков: кропление вместо погружения в таинстве Крещения, лишение мирян Божественной Чаши и употребление опресноков вместо квасного хлеба при совершении литургии и отсутствия в ней молитвы призывания Святого Духа для преложения Святых Даров, устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия Пречистых Таин, введение исключительно безбрачного священства (целибат) и введение в богослужебную практику музыкальных инструментов и так далее.

Таким образом, в католичестве искажено не только богословие, но в значительной мере порядок литургической и духовной жизни. Мы не можем брать на себя право судить, спасутся ли римо-католики или нет, или в какой мере действует благодать в Католической церкви. Такого рода суд и ведение принадлежат одному Богу. Но мы должны твердо знать, что если отступим от Святого Православия и полноты благодати, которая пребывает в недрах Православной Церкви, то, несомненно, погибнем. Апостол предупреждает, что "если и ангел с неба возвестит нам не то, что мы приняли, да будет анафема!" Итак, братья и сестры, будем стоять непоколебимо в православной вере!

Будем уклоняться "от производящих разделение и соблазны вопреки учению, которому мы научились", и твердо держаться апостолами и святыми отцами преданного нам благочестия. Нам следует помнить, что мы должны не только исповедовать Святое Православие, но и защищать свою веру и Церковь от посягательств непрошеных миссионеров и проповедников. Римо-католики хотят духовно поработить наш народ, и уже многого добились. Они и дальше не остановятся, но будут усиливать свою пропаганду. Поэтому настало время, братья и сестры, проснуться нам ото сна и принять брошенный нам вызов!

№ 1-3 (81-83) 2002 г.
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.