logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

 

СОРАБОТНИЧЕСТВО

Митрополиты в Вологду приезжают очень редко. Прежде подобные события отмечались медными досками на стенах храмов: "Здесь была совершена Божественная литургия, возглавил которую Преосвященнейший..." Возможно, такие доски появятся и у нас в епархии. Идея, во всяком случае, такая высказана была. Стоит, наверное, отметить Стефановский и Прокопьевский храмы в Великом Устюге, где владыка Сергий совершил в сослужении преосвященнейшего Максимилиана и духовенства епархии Всенощное бдение и Божественную литургию.

Визит митрополита Сергия в Вологодскую епархию был вызван 50-летним юбилеем владыки Максимилиана. Поздравить его прибыли также архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, епископ Тульский и Белевский Кирилл - эти архиереи совершили вместе с митрополитом Сергием и епископом Максимиланом Всенощное бдение в Рождество-Богородицком кафедральном соборе. На следуюее утро приехал еще и архиепископ Костромской и Галичский Александр, он вместе с прибывшими ранее архиереями совершил Божественную литургию в кафедральном соборе, возглавил которую митрополит Сергий. Но второй человек в Русской Православной Церкви (его должность - Управляющий делами Московской Патриархии может быть сопоставлена с постом премьер-министра) приехал к нам не только для того, чтобы вручить епископу Максимилиану орден преподобного Сергия Радонежского второй степени, но и познакомиться с жизнью епархии. Кстати, на юбилее были вручены награды большой группе мирян, помогающих Церкви (среди них - профессор А.В.Камкин, В.В.Золотов, Н.Н.Шохин и многие другие).

Кроме праздничных торжеств, митрополит Сергий предпринял поездку по Вологодчине. Он посетил Тотьму, Великий Устюг, участвовал в двух "круглых столах", обсуждавших возможность совместных действий Церкви и светских структур.

Собственно, не о возможности речь шла - о том, что уже сделано и будет делаться. Есть такой термин церковный - соработничество. Слово для светского уха не очень-то привычное, и некоторые участники "круглых столов" выговаривали его не всегда уверенно. Но дело не в слове; дело в том, что смысл этого, может быть, и не очень знакомого слова все усвоили отлично - работники культуры и образования, руководители крупных предприятий...

На "круглом столе" светской и православной общественности, руководителей местной администрации, образовательных учреждений в Великом Устюге, в котором приняли участие митрополит Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, и епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.

Зашла речь и о проекте "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Глава великоустюгской администрации М.В.Дедков высказал пожелание, чтобы найти подкрепление этой идее. Может быть, у этого сказочного персонажа есть православные корни?

Об этом говорил и митрополит Сергий:

- Вспомним Петра Великого, который ввел у нас празднование Нового года 1 января, как в Европе. Позаимствовав, так сказать, у Запада Рождественскую елку, Петр на этом остановился - и мы должны его дело продолжить, завершить. С Новым годом на Западе связан Санта Клаус - это Святитель Николай, почитаемый и на Западе, и в Православной Церкви. Почему-то он у нас не связывается с елкой, подарками - хотя на Западе Санта Клауса все знают и любят. Наш Дед Мороз со Святителем Николаем никак не связывается. На "круглом столе" из выступления руководителя местного управления культуры мы узнали, что в трех деревнях района, где были Никольские церкви, торжественно празднуют день Святителя Николая. Значит, есть свои корни у почитания Святителя Николая и на родине Деда Мороза. Возможно, это удастся соединить? Ведь этот святой несет людям добро, милосердие и вполне может послужить как бы прообразом Деда Мороза.

Можно, конечно, говорить, что Дед Мороз - это собирательный образ русских святых. В частности, можно вспомнить о святом праведном Прокопии Устюжском, и о Феодосии Тотемском, и о преподобном Сергии Радонежском... Все добро, которое живо в душе русского народа, которое хранило его память, оно воплотилось в образе Деда Мороза.

Без такой связи с нашими православными корнями Дед Мороз теряет свою привлекательность, некоторые воспринимают его как чисто фольклорный персонаж, вроде Бабы Яги.

Митрополит Сергий с таким подходом категорически не согласен:

- Сказочные персонажи выполняют разные функции в жизни людей и по-разному влияют на душу человека. Сейчас, говоря языком политиков, активно лоббируют образ Бабы Яги. Но, как ее ни защищай, это, в общем-то, злая сторона сказки, это воплощение злого начала, сатанинского. Во всех сказках добрые герои с ней борются. А Дед Мороз - это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые.

Мне кажется, что образ Деда Мороза - это нормальное развитие нашей светской духовной традиции.

Размышления о Деде Морозе оказались неожиданно злободневны - потому что это не этнографические изыскания; это размышления о месте в современной нашей жизни православной культуры, православного образа жизни, православного мировоззрения.

Того, что наша культура во многом основана на православных ценностях, никто не оспаривает. Противники Православия пытаются подвергнуть сомнению уместность нашего сегодняшнего обращения к этим ценностям. Может ли наше общество жить по тем законам, что несет Православие, - или мы должны точнее вписываться в мировой процесс, мерять себя по меркам западным?

Все больше людей считает, что православные ценности - не только вероятный, но единственно возможный вариант для России, для русского народа. И это подкрепляется практикой - в частности, многое из того, что сделано на Вологодчине, прямо свидетельствует: православные идеи жизнеспособны, жизнетворны. Это показали два "круглых стола", прошедших в Вологде и Великом Устюге во время приезда высокого гостя.

Наша газета писала и о серии историко-краеведческих альманахов "Старинные города Вологодчины", и о "Вологодской энциклопедии", и об образовательной программе "Истоки". Привычны для нас и теплые, доверительные отношения наших музеев и церковных структур, и внимание ученых разных специальностей - от филологов до экологов - к православному наследию.

"Благовестник" подробно рассказывал о замечательном примере соработничества великоустюгских светских властей и священнослужителей. Речь идет не только о школах и библиотеках, клубах техникумах, но и о местах лишения свободы, о милиции... С начала нынешнего учебного года действует в Устюге православная музыкальная школа - подобного учебного заведения нет не только в нашей области, не только на Северо-Западе, но, возможно, и во всей России.

Все это складывается в весьма стройную картину. И кажутся примечательными слова митрополита Сергия:

- Та работа, которую вы здесь проводите, скажу откровенно, имеет общероссийское значение. Я являюсь сопредседателем комиссии по вопросам сотрудничества между Церковью и министерством образования, и вижу, что вы здесь делаете больше, чем удается нам. Жизнь подталкивает, а министерство робеет решать. Я уверен, что если не будет Православия в России, то это будет совершенно другое государство, чуждое тем историческим корням, которые мы стараемся сохранить. Я всегда считал,что возрождение России пойдет из глубинки. Подтверждение тому я вижу на Вологодчине.

Поездка митрополита Сергия показала, что к Церкви с доверием относятся не только власти, но и представители крупного производства. Побывав в поселке Юбилейном Тотемского района, митрополит увидел храм, построенный газовиками. И это - только один пример отношения к Церкви как к хранительнице основ будущей жизни.

- Время у нас, с одной стороны, - свободное, а с другой стороны - вызывающее, - говорил митрополит Сергий. - И есть много, очень много людей, которые стараются посеять семена вражды к Богу и внести недоверие к Церкви Божией. Не надо бояться своих корней, своего прошлого! Церковь не несет какой-то чужой идеологии. Церковь настаивает на том, чтобы наш народ обратился к Богу, чтобы он вернул себе ощущение исторической связи со святыми людьми, которые жили на нашей благодатной земле, и только тогда мы сможем построить обновленную Россию.

Андрей САЛЬНИКОВ,
Вологда - Тотьма - Великий Устюг - Юбилейный- Вологда


№ 12 (68) 2000
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.