Благовестник
Меню 1
Меню 2

СВЕТ ХРИСТОВ


вопросы и ответы

Продолжаем отвечать на вопросы читателей. Напоминаем, что основу публикаций под этой рубрикой составляют ответы вологодских священников на вопросы, поступившие в прямой эфир передачи областного телевидения "Свет Христов". Но если вы напишете прямо в редакцию, мы постараемся вам ответить.

1. До какого возраста можно молиться за отрока?

2. Пожелание - сделать в Заречье небольшую церковь.

Тамара Владимировна, Череповец

В записках, которые подают в храм для молитвенного поминовения близких, зачастую кроме имен попадаются дополняющие слова, подчеркивающие то или иное качество поминаемого человека. Они могут уточнять, например, место человека в церковной иерархии (епископ, протоиерей, иеродиакон и т.д.), либо особую жизненную ситуацию (воин, болящий, путешествующий...), либо возраст (младенец, отрок, девица...), особенности кончины (новопреставленный, приснопоминаемый, убиенный...).

Надо сказать, что этот обычай не закреплен церковной традицией, Православный Восток (например, Греция) вовсе не знает такой практики. Поэтому твердых рекомендаций здесь быть не может. Судя по знаменитому "Толковому словарю живаго великорусскаго языка", составленному В.И.Далем, отрок - юноша до 15 лет. Нужно, впрочем, избегать излишней пространности такого рода дополнений; согласитесь, что, к примеру, в словосочетании "путешествующий болящий схиархимандрит Софроний" внимание понапрасну отвлекается от главного - имени человека. Не стоит уточнять социальное положение поминаемого или уровень его духовного развития: князь, царь, странница, матушка, старец, со чадами. Лучше всего избегать многословности и не бояться ошибиться в столь незначительном вопросе, Бог знает, за кого мы молимся и в каком он положении.

Присоединю к ответу пожелание - крик души всех священнослужителей: пожалуйста, пишите записки разборчиво!

2. Как скоро будет у вас храм - зависит прежде всего от вас. Для регистрации прихода необходимо собрать общину, которая возьмет на себя труд по устроению приходской жизни. Следует обратиться в епархиальное управление, где подскажут, каким образом провести регистрацию общины. Затем окормление общины поручат какому-либо священнику, совместно с ним и возможно будет развернуть работы по сооружению церкви. Дело это, конечно, трудное, но с Божьей помощью одолимое.

Идет Рождественский пост. Разъясните, что можно есть, чего - нельзя.
Без подписи

Типикон - книга, содержащая уставные предписания, по которым строится богослужебная жизнь Церкви, излагает следующие правила о трапезе во время Рождественского поста. В понедельник, среду и пятницу каждой недели поста предписана растительная пища без елея (растительного масла), в остальные дни - с елеем, а в субботу и воскресение разрешается вкушение рыбы. В праздничные дни и в дни памяти великих святых пост ослабляется: если они выпадут на понедельник, среду или пятницу - допускается елей, в другие дни - рыба. Со 2 января пост становится более строгим - совсем исключается рыба.

Следует помнить, что пост и молитва - как бы две ноги, на которых движется духовное совершенствование человека: если одна из них бездействует - польза сомнительна. И если мы решились поститься, то не нужно забывать и о внутренней стороне поста - воздержании от пустых развлечений, искоренении греховных привычек, более прилежном посещении богослужений, усердной домашней молитве.

Православные стараются в посту приготовиться и приступить к таинствам Исповеди и Причастия. Без этого пост - не пост, а диета, и никакой душевной пользы не принесет. Когда этот номер газеты выйдет из печати, пост уже подойдет к концу, но это - не последний пост в году. Впереди - Великий пост (в 2003 году он пройдет с 10 марта по 26 апреля), Петров пост (с 23 июня по 11 июля), Успенский пост (с 14 по 27 августа). Да и среда и пятница еженедельно - тоже постные дни (за исключением Святок и сплошных седмиц). Приобщиться к этому благочестивому и душеполезному обычаю не поздно никогда.

Хочу знать ваше отношение к трудам отца Александра Меня. Почему церковная иерархия замалчивает их, почему не продаются книги этого богослова?

Виктор МОРОЗОВ, Череповец.

Отец Александр, безусловно, очень талантливый, эрудированный исследователь, проповедник и богослов. Его книги, особенно во времена доперестроечные, послужили делу духовного пробуждения, я думаю, многих наших соотечественников. Однако талантливость не означает непогрешимость. При огромном научном кругозоре отец Александр, к сожалению, не всегда критично относился к работам западных (прежде всего католических) исследователей, у которых он черпал чуть ли не большую часть своих сведений. Так, для него свойственен неуместно рациональный подход в библейской критике, замечены его излишние симпатии к католицизму, в некоторых других вопросах мнения отца Александра не совпадают с устоявшейся в академическом богословии традицией.

Как ученый отец Александр имеет право на личную точку зрения, поэтому ни он, ни его труды не осуждены Церковью. Однако необходимо учитывать, что вся приобретаемая в церковных лавках литература воспринимается как отражающая общецерковную точку зрения. Поэтому, чтобы в сознании людей личные мнения отца Александра не смешивались с церковной традицией, мы избегаем распространения его трудов через сеть церковно-приходских лавок.

На вопросы отвечал иерей Александр ЛЕБЕДЕВ,
клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу (г. Вологда),
секретарь епархиальной миссионерской комиссии

№ 10-12 (90-92) 2002 г.