Благовестник
Меню 1
Меню 2

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ


Досточтимым пастырям, священно- и церковнослужителям
и всем верным чадам Русской Православной Церкви в пределах
Вологодской епархии
От всего сердца приветствую Вас с всерадостным и спасительным праздником
Рождества Христова!

Рождество Христово разделило всю историю человечества на два периода - до Рождества Христова и по Рождестве Христовом. Это произошло потому, что Рождество Христово коренным образом изменило жизнь всего мира.

Нам известно, что Рождество Христово произошло не в царских палатах, не в семье великого или известного деятеля. Христос родился в убогой пещере, и вся Его жизнь прошла в среде простолюдинов и бедняков. Она ничем внешним не поражала окружающих людей. Почему Бог так устроил? Он Бог, Он всемогущ и мог избрать любой образ жизни на земле. Он не был поставлен в эти обстоятельства насильно или помимо Своего желания. Он избирает путь внешне очень скромный и неприметный образ жизни, не только не вызывающий восхищения у людей, но напротив, у многих даже не вызывающий симпатии. Зачем Он так поступает? Какая в этом цель?

Внешний блеск, сила, власть и богатство не только привлекают людей, но даже подавляют волю человеческую. Значит, это нарушает свободу выбора человека. А свобода человека - один из высших даров человеку. Даже Бог не нарушает этой свободы. Недаром в Апокалипсисе Христос говорит: "Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять (пировать) с ним и он со Мною" (Апок. 3,20). Человек сам решает, открыть дверь своего сердца для Христа или нет. Иисус Христос, как последний нищий, скромно стучится в сердце человека. Он пока не проявляет ни Своей силы, ни величия, ни могущества. Все это будет потом. А пока Он просто стучится.

Существует предание, что в одной стране существовал такой обычай. Когда царский сын приходил в возраст и ему необходимо было жениться, он поступал следующим образом: поверх царской одежды облекался в одежду бедного странника, покидал пышный царский дворец и в этой убогой одежде шел по домам, прося принять на ночлег, накормить и обогреть нищего скитальца. Многие принимали его за бездомного бродягу и гнали прочь, а вот там, где были сердобольные хозяева и принимали с любовью на ночлег, из той семьи он брал себе невесту, сбрасывал одежду нищего странника, под которой была прекрасная одежда царского сына, наследника престола. Велика была радость любвеобильной семьи, а раскаяние прогнавших царского сына ничем не могло уже помочь им.

Подобным образом поступает Иисус Христос, Он не оказывает ни малейшего давления на свободу выбора человека, Он никого не влечет насильно в Царствие Небесное. Оно приобретается свободным выбором и свободным произволением человека. Богу нужны не рабы, а свободные личности, именно поэтому Он пришел на землю как последний нищий, чтобы ничем не нарушить нашей свободы и не поработить нашей воли. Выбор за нами. Наш выбор сейчас свободен. Но придет время, когда Он предстанет во всем величии, силе и власти. Тогда поздно будет делать выбор. Тогда поздно будет каяться в содеянном. Выбирать необходимо сейчас. Воспользуемся же свободой разумно. Сделаем верный выбор своего жизненного пути, своей веры. Последуем за пастырями и волхвами к Его убогим яслям. Принесем Ему в дар наше свободное стремление к святой жизни, и Он тогда не оставит и нас Своей всесильной помощью, и в день Оный поставит нас одесную страну вместе со всеми, угодившими Богу.

УПРАВЛЯЮЩИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИЕЙ
ЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ
МАКСИМИЛИАН

Рождество Христово 2002/2003 гг., Вологда

№ 10-12 (90-92) 2002 г.