logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

 

Выпуск ставленников

12 июля, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, состоялась церемония вручения аттестатов выпускникам ставленнического отделения Вологодского православного духовного училища. В верхнем храме Спасского собора Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря после Божественной литургии был совершен молебен. Богослужения возглавил епископ Максимилиан, ему сослужили ректор ВПДУ протоиерей Василий Павлов, наместник монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский) и братия обители.

- Апостол - значит посланник, - так начал свое Слово епископ Максимилиан, - посланный для проповедания слова Божия. Наши выпускники, получив дипломы и благословение, пойдут по градам и весям Вологодской епархии проповедовать слово Божие. Прежде чем выйти из этих стен, они получили богословское образование для того, чтобы дать ответ о своем уповании всякому вопрошающему. Теоретическая подготовка очень важна; но горе нам, если мы ограничимся только тем, что будем заполнять свой ум различными знаниями, пусть даже знаниями духовными, знаниями о Церкви, о житиях святых. Богословие - этот перевод греческого слова "теологос" не совсем верно отражает смысл этого слова. Вернее было бы его перевести как "Боговедение". Богословие - значит слово о Боге, и богословом может называться любой человек, который пишет или говорит о Боге, так как это было в древние языческие времена. Но Спаситель своим пришествием упразднил значение этого слова и нам, скорее, надо говорить о Боговедении.

Недаром преподобный Нил Синайский говорил: тот богослов, кто чисто молится, и кто чисто молится, тот богослов. Молитва является своего рода плодом всей духовной жизни человека. И по ней человек может судить о своем духовном развитии, о своем духовном движении, о своем духовном преуспеянии. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что путь к Богу - это молитва. И по тому, какова молитва, мы можем определить, на каком этапе пути к Богу мы находимся. Он ни слова не сказал о Божественных истинах, он сказал о молитве. Вот какой критерий нашего движения, духовного возрастания или духовной деградации он нам дал. Не количество знаний, не их широта или глубина определяют наше спасение, а молитва. И поэтому святые в древности при встрече в первую очередь интересовались друг у друга не физическим здоровьем, а тем, как идет молитва. К сожалению, в наше время эти понятия все глубже и глубже забываются, особенно в неправославном мире. Православные еще продолжают говорить об этом, но их голос звучит все реже и слабее. Поэтому я обращаю внимание и наших выпускников, и прихожан на очень важный критерий нашей духовной жизни.

Пимен Великий, когда возвращался после трудов в келью, не сразу приступал к молитве. Он беседовал с духоносными отцами, затем читал Священное Писание, а только после этого углублялся в молитву. Ибо, когда он выходил из кельи, его ум невольно рассеивался и не имел того сосредоточения, которое имел в келье. И он постепенно приводил его к этому сосредоточению, и только после этого начинал творить умную молитву. Недаром в нашем православном молитвослове в самом начале пишется о том, чтобы мы не спеша и не сразу приступали к молитве.

Очень важно преобразовать теоретические знания, которые вы получили, в практическую жизнь. Пимен Великий сказал: "Что пользы предпринять изучение художества и не научиться ему?" В этом нет никакой пользы ни вам, ни окружающим, ибо люди в первую очередь обращают внимание не на те слова, которые говорит человек, а на его поведение и дела. Для того, чтобы дух ваш не охладевал, очень рекомендуют подвижники благочестия каждый день понемногу читать не только Священное Писание, но и творения святых отцов, которые разогревают наши души, которые показывают нам наши несовершенства, которые подвигают нас к новым и новым делам и исправлениям наших недостатков. Читая святых отцов, мы как бы общаемся с их духом. Если мы читаем не святых отцов, то общаемся с духом людей не святых, а греховных и подчас даже порочных, и заражаемся этим нездоровым духом. Поэтому-то подвижники и рекомендуют общение со святыми, с чистыми людьми.

И я призываю всех вас общаться со святыми, с чистыми творениями святых отцов и подвижников благочестия. Призываю на всех вас Божие благословение, дабы Господь помог вам в несении нелегкого, но в то же время и спасительного креста апостольского! В послании апостола Павла, которое читалось за литургией, мы слышали, сколько бед и скорбей преодолел этот первоверховный апостол. Господь теперь не посылает нам таких испытаний, ибо мы не имеем той ревности и той силы, которые имели апостолы, но то, что Господь пошлет каждому из нас, надо проходить с терпением и с благодарением. И тогда это искушение минуты, если мы преодолеем его с христианским терпением и смирением, даст нам немалую пользу. Апостол Павел говорит: "Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8, 28).

Так что наше спасение и спасение паствы, которую вручит вам Господь, находится в ваших руках, в вашем произволении. Желаю всем вам, чтобы путь, который вы избрали, стал спасительным для вас и не только для вас, но и для тех, кого поручит вам Господь.

Выпускники регентского и катехизаторского отделений получили аттестаты об окончании в день Вознесения Господня. Их приветствовал епископ Максимилиан, а торжество по случаю выпуска состоялось в актовом зале воскресной школы при кафедральном Рождество-Богородицком соборе.

№ 6-8(62-64), 2000
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.