logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

 

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Досточтимым пастырям,
священно- и церковнослужителям и всем верным чадам
Русской Православной Церкви
в пределах Вологодской епархии

Веру - вместо злата, любовь же - яко смирну, яко ливан деяния принесем Зиждителю грядущему во Своя.
Стихира на утрени предпразднства Рождества Христова в 23-й день декабря

 

Возлюбленные о Господе нашем Иисусе Христе досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, благочестивые миряне - чада нашей Святой Матери Русской Православной Церкви!

С чувством глубокой радости поздравляю с долгожданным праздником Рождества Христова, которое произошло 2000 лет назад. Ветхозаветные пророки предсказывали это событие за сотни лет, и Израиль с нетерпением ожидал явления обетованного Избавителя... Но странно, почему, когда о его рождении узнали царь Ирод и жители Иерусалима, они смутились. "Слышав же Ирод царь смутися и весь Иерусалим с ним", - пишет Апостол и Евангелист Матфей.

Понятно, почему смутился царь Ирод, услышав о рождении нового Царя Иудейского. Он испугался за свой престол. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, жестокость и подозрительность Ирода не имела предела; лишь из подозрений он велел умертвить свою любимую жену и трех своих сыновей. Потрясенный такой жестокостью, император Август сказал: "У Ирода лучше быть животным, чем сыном". Но к чему смущаться Иерусалиму от известия о рождении Мессии? Иерусалим, как и вся Иудея, в течение многих веков ожидал Мессию, Иерусалим ждал своего Освободителя. Вся Ветхозаветная религия состояла в вере в грядущего Мессию, который должен был освободить Израиль от рабства греху. Наконец, после долгих веков ожидания происходит это радостное событие, но вместо радости мы слышим о смущении. Почему?

Если бы иудеи любили Христа, то обрадовались бы вести о Его рождении, как этому обрадовались некоторые из них, например, Симеон и Анна. Значит, иудеи не любили Христа, они Его не ждали, Он им был не нужен. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: "Иерусалим смутился от того, что нравственность иерусалимлян была растленная, Столица поняла..., что новый Царь, Царь Правды, потребует отвержения безнравственности, потребует истинной добродетели, не обольстясь и не удовлетворяясь добродетелью притворною, лицемерством". Человек, порабощенный грехом, не в силах с ним расстаться. Иерусалим был порабощен греху. Его главный грех был миролюбие, и поэтому он скорее примет земного царя - тирана Ирода, чем небесного Царя, Царя избавителя. Св. Евангелие подтверждает это. Когда смущенный Ирод призвал членов Синедриона, чтобы узнать, где родился Царь Иудейский, они, нисколько не задумываясь, с твердой решительностью указывают место, которое было указано пророком Михеем за 700 лет до времени Ирода. "Христос рождается в Вифлееме иудейстем", - ответили они. Если бы они действительно ждали Мессию и желали Его пришествия в мир, то, конечно, не дали бы столь прямого и конкретного ответа. Давая конкретный ответ, они предавали Богомладенца на смерть, так как им были хорошо известны жестокость и подозрительность Ирода.

Страшно и губительно миролюбие. Страшно оно тем, что входит в человека неприметным образом и, незаметно вошедши, делается полным и неограниченным владыкою, постоянно повергая человека в различные грехи, губит человека. Что же это за грех миролюбия? Этимология слова указывает, что это любовь к миру. Преподобный Исаак Сирин пишет: "Мир есть общее имя для всех страстей... Страсти суть следующия: вожделение богатства, стремление к собиранию разных вещей, телесное наслаждение, от которого блудная страсть; вожделение чести, от которого происходит зависть; желание начальствовать; кичение благолепием власти, украшение себя пышными одеждами, человеческая слава, служащая причиною памятозлобия, страх телесный". Только тщательное исполнение Евангелия спасает от оков мира. Не следует считать некоторые заповеди малозначащими. "Любы мира сего, вражда Богу есть" (Иак. 4.4). При служении миру нет места служению Богу. Может только казаться, что оно есть. Его нет! Друг мира постепенно становится врагом Богу и врагом своего спасения. Иудейское духовенство впало в миролюбие, но, пытаясь скрыть это от народа, оно облеклось в личину внешнего тщательного и показного исполнения обрядовой стороны закона. Печальный пример Ветхозаветного Израиля должен послужить нам уроком и предупреждением. Мы тоже можем стать миролюбцами и врагами Божиими при внешнем облике ревностных христиан. И нам грозит эта опасность, если мы христианство воспринимаем не как внутренний образ и закон для наших мыслей, желаний и поступков, а только лишь как совокупность внешних христианских обрядов.

Шествуя по краткому пути земной жизни, будем заниматься в первую очередь богоугождением, собирая духовные богатства, а не материальные, от мира же будем заимствовать необходимое. Этот путь указан новорожденным Спасителем. Этим путем шли все святые и достигали вожделенного небесного отечества.

Сердечно поздравляю всех вас с Рождеством Христовым и наступающим Новым годом. Пусть станет Новый год годом духовного обновления и благоденствия для каждого из нас и нашего Отечества. Господь Спаситель, ныне родившийся в Вифлееме, по вере нашей примет наши труды и молитвы и сохранит нас во все дни нашей земной жизни.

МАКСИМИЛИАН,
управляющий Вологодской епархией, епископ Вологодский
и Великоустюжский

Рождество Христово
2000/2001 г.,
г. Вологда.


№1(69) 2001
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.