logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ ВОЛОГОДСКОЙ

 

Здесь находят путь к Богу

В Воскресенской Горицкой женской обители налаживается монашеская жизнь

В  Горицы мы приехали вместе с епископом Максимилианом и отцом Константином, настоятелем Рождество-Богородицкого кафедрального собора. За день до этого матушка Евфалия отметила свое 50-летие, владыка привез ей подарки - икону святителя Игнатия Брянчанинова и собрание творений святителя Игнатия.

Матушка Евфалия родом из Сокола, тут и мама ее живет. Но вот говорит она совсем не по-вологодски - в ее речи слышен южный, украинский налет, пусть легкий, но ощутимый. Все-таки 16 лет прожила на Украине, в монастыре. И когда появилась возможность возродить монашескую жизнь в Горицах, стали искать инокиню, способную восстановить обитель. Отец Константин вспомнил о нашей землячке и рассказал о ней владыке Максимилиану. Вологодский епископ обратился с просьбой к митрополиту Владимиру, управляющему Украинской Православной Церковью, и тот не отказался помочь в восстановлении древней обители.Вид на Шексну из монастыря

Наверное, кто-то удивится: что за помощь - женщину послали... Если бы денег выделили, или кирпича, цемента... А то - монахиню. Своих, что ли, не найти?

- Церковь, - говорит владыка Максимилиан, - это не стены, а души. То же можно сказать и о монастыре. Люди приходят сюда, чтобы молиться и - в первую очередь - самосовершенствоваться, достигать плода духовного. Плод духовный, по слову апостола Павла, - "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Послание Галатам, 5,22-23). Недаром преподобный Серафим Саровский говорил, что нет краше жития монашеского.

Только это надо уметь понять, красота жизни иноческой не всем видна и понятна. Главное в обители - жизнь духовная, молитвенная, а не материальная. И трудятся здесь не только для того, чтобы прокормиться, но чтобы душу очистить от грехов.

- Как там у нас в Красногорском монастыре матушки себя изнуряли трудами! - вспоминает матушка Евфалия.- Немощные, пожилые, еле ходят - а с утра до вечера трудятся... Только так можно плоть подчинить духу, смирить её.

Монастырь без электричества

- А тот монастырь, где вы прежде были, на Горицкий не похож? - спрашиваю.

- Там монастырь старый, жизнь возобновилась в нем в 1941 году. Где это? В Золотоноше. Черкасская область, Красногорский район, 150 километров от Киева. Там электричества не было до последнего времени, а в церкви и сейчас нет. Керосиновые лампы, лампады - обходимся. У нас около 90 насельниц живет...

Говорит матушка до сих пор о Красногорской обители - "наш монастырь". "У нас" - это для нее и в Золотоноше, и в Горицах...

В том монастыре матушка Евфалия прошла все послушания: и на клиросе пела, и церковницей была- лампады гасить-зажигать, колотушкой сестер будить, помогать службу править, и в трапезной трудилась. Была и благочинной. Что это значит? Благочинный в монастыре - что-то вроде начальника отдела кадров на предприятии и одновременно - нарядчика, распределителя работ: тебе сегодня на огород, тебе - в трапезную... А с 1988 года по 1991 в обители восстанавливали собор, и мать Евфалию назначили ответственной за строительство. Пришлось и кирпичи доставать, и с рабочими договариваться... Никак не полагала матушка Евфалия, что этот тяжкий опыт еще ей в жизни пригодится. К тому времени, как ее позвали в Горицы, она уже была алтарницей.

Ну, да ведь в монастыре не по своей воле живут - по Божьей. Трудно дается гордому человеку - а кто из нас не болен гордыней? - сознание того, что твоя жизнь не тебе вовсе принадлежит, а Создателю. Понимание это не только умом, но и сердцем, прежде всего сердцем достигается; но кто это ощутит, прочувствует - совсем по-другому начинает смотреть на жизнь, на нашу суету...

"О прошлом думай без сожаления, о будущем - без робости, - учат святые отцы.- Все в руках Божиих".

И когда епархиальный "уазик" вез матушку Евфалию в Горицы, она вспоминала, что однажды ее уже в этот монастырь приглашали.

- Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) еще в 1991 году говорил: матушка, будешь ехать до дому, заедешь ко мне, и поедем открывать Горицы.

- Он был помощником митрополита Питирима в Издательском Совете Московской Патриархии - уточняет владыка Максимилиан,- преподавал у нас в академии. Очень известный и уважаемый человек.

Горицкий монастырь

Без искушений хорошее дело не бывает

Женские монастыри от мужских отличаются какой-то особенной ухоженностью. В Горицах сделать еще, конечно, предстоит гораздо больше, чем сделано. Недавно передана обители Введенская церковь, но она находится за монастырской оградой. Давно обещает глава районной администрации Н.Н.Дьяков вывести из Троицкого собора местный дом культуры, но всё что-то мешает выполнить обещание. На территории монастыря до сих пор живут люди - многих уже переселили, но четыре семьи пока остались.

Но то, что за четыре года удалось восстановить, дает надежду: все еще наладится в обители. Судите сами. Главное - восстановлен сестринский корпус, есть где жить и принимать гостей. Подумывают здесь теперь о воскресной школе, преподавать в ней есть кому: сестра Юлия закончила педагогический университет, сестра Галина несколько лет проработала в воскресной школе при кафедральном соборе в Вологде. А дети к вере тянутся, сами приходят и в храм, и в обитель.

Понемногу обустроили скотный двор, обзавелись и коровой, и козами, и огород разработан огромный. И днем, и ночью работали, благо летом светло чуть не до утра.

Ну и урожай, конечно, - по трудам. Кабачкам здешним удивлялась нынче матушка Илария, гостья из Золотоноши: "Такие, - говорит, - и на Украине у нас не растут!" Да что кабачки - здесь и зимой научились урожай снимать: в подвале цветная капуста растет! Не просто хранится в холоде, а растет.

Сделано немало, что говорить.

- Но расслабляться не надо, - напоминает владыка Максимилиан.- Сколько у вас, матушка, искушений было, сколько испытаний - и они будут постоянно.

Искушений у горицких насельниц было немало, действительно. И не только бытовые трудности мешают налаживать монашескую жизнь. Не стоит об этом подробно говорить, потому что без искушений монастырь не стоит. И те нестроения, что возникают вокруг Горицкой обители, едва она начала возрождаться, - необходимое испытание. Начнется здесь полноправная монашеская жизнь, появится храм, постоянный духовник - насельницы своими молитвами не дадут разрушиться уже созданному, и если Богу будет угодно - встанет снова на шекснинских берегах красавица обитель.

Как приходят в монастырь?

Матушка ЕвфалияМонахиня в Горицах только одна - настоятельница. Кроме нее, здесь 8 послушниц. Как они сюда попали? Все по-разному. Ирина Филатова, например, приехала с Урала.

- Верхотурье, есть такой город - слышали, может быть? - говорит она. - Там мама моя живет.

Ирина работала фельдшером на "Скорой помощи". Поехала за духовным советом в Троице-Сергиеву лавру, попала к известному старцу - отцу Науму. Жила в Посаде два месяца, а потом получила послушание - в Горицы.

- Я и не слышала никогда, что такое место есть на земле, - говорит Ирина. - Но поехала, раз старец сказал.

Мама, как узнала о решении дочери уйти в монастырь, несколько дней плакала. А потом собрала дочку - и поехала вместе с ней в неведомые Горицы.

- Как раз Лазарева суббота была, - вспоминает матушка Евфалия. - Нынешним Великим постом три года исполнится. Я провожала гостей на остановку, а они как раз с автобуса. И сразу ко мне, спрашивают, как до монастыря дойти. Мама две ночи ночевала, оставила дочь и уехала. Уезжала - плакала: что вы будете здесь вдвоем делать...

- Теперь-то успокоилась?

- Конечно. Сестра у меня еще есть, младшая.

Плакать - видно, доля материнская.

-И моя мама плакала, как приехала ко мне в гости, - вспоминает матушка Евфалия.- Неделю плакала, как увидела, что я тут живу без окон, без дверей, без пола, без потолка. Никогда бы не подумала, что придется такую развалину принимать.

О благодетелях и благоукрасителях

Конечно, пока Горицам по ухоженности до Красногорского монастыря далеко. И не потому, что здесь работать не умеют. Стройка - не огород, тут одним трудолюбием не возьмешь, нужны и специалисты, и стройматериалы, и инструменты...

На каждой Божественной литургии в каждом храме поминают "благодетелей и благоукрасителей святаго храма сего"... Без них, добровольных помощников, трудно было бы Церкви выжить - тем более сейчас, когда приходится из руин поднимать то, что возвращается Церкви. Отнимали-то богатые, устроенные храмы и монастыри, а возвращают...

Конечно, без архипастырского попечения владыки Максимилиана обитель не смогла бы существовать. Его постоянному вниманию, его влиянию обязаны в Горицах тем, что из сестринской общины вырос монастырь - пусть пока небольшой, но уже получивший благословение Священного Синода. Очень помог протоиерей Константин Васильев, настоятель кафедрального собора. И деньгами, и стройматериалами, и добрым советом. Он и строителей привозил, и помогал добраться до Гориц своим прихожанам, которые хотели поработать на восстановлении обители.

Впрочем, матушка Евфалия говорит, что отказа в своих просьбах она не получала. И в Череповце, и в Вологде, и в Соколе, и в Шексне, и в Кириллове - везде её с участием выслушивали, везде помогали.

А монахини за всех молятся - за всех, кто помог обители хоть чем-нибудь.

Собственно говоря, монашеская жизнь не должна быть предметом праздного интереса. Люди ведь удаляются от мира совсем не для того, чтобы их разглядывали, любуясь экзотикой: ах, какие коровки-козочки у вас, ах, какие подвалы... Такое пустое любопытство, конечно, не нужно никому - и в первую очередь, насельницам обители.

Но нельзя же закрываться от людей совсем! Когда-то монастыри были частью жизни нашей страны, нашего народа. Необходимой частью. Тогда каждый знал, что есть люди, избравшие себе жизнь молитвенную, постническую. И молятся они - не только за себя, но и за тех, кто остался в миру.

Конечно, пока сложно говорить о том, что возродились традиции русского православного монашества, - но рост числа обителей говорит о тяге людей к такому образу жизни, о том, что процесс возрождения идет. Обитель ведь нужна не только, чтобы уйти из мира страстей.От себя все равно не скроешься... В монастыре люди не прячутся, а находят - себя, свой путь к Богу.

Потому и не становится меньше благодетелей - помогая обители, мы ведь себе самим прежде всего помогаем, о своей душе заботимся. Монастырь дает нам образ жизни совсем не такой, как в миру, - не грубой, а доброй, настроенной на достижение богатства душевного, а не материального. И поддерживая обитель, помогая её устроению, мы помогаем укрепиться в мире добру, любви, красоте духа.

Андрей САЛЬНИКОВ.

№1-3(57-59), 2000
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.